1. Восприятие музыки:
- пение взрослых с сопровождением и без него для малышей;
- сказка, иллюстрируемая музыкой;
- музыкально-двигательный показ;
- слушание музыки в игровой форме.
2. Исполнительская деятельность:
- пение;
- музыкально-ритмические движения;
- музицирование;
- звуковые игры, игры-говорилки;
- коммуникативные и пальчиковые игры;
- массажная музыкальная гимнастика;
- игровая дыхательная гимнастика;
- презентация музыкальных инструментов, элементарное музицирование;
- музыкальная, дидактическая, «шумовая» сказочка.
Подпевание и пение
«Учить» песни с маленькими детьми не следует, подпевание и пение у детей в этом возрасте происходит спонтанно, в процессе совместной деятельности. А песенки-игры, сопровождающиеся ритмическими движениями развивают у малышей музыкальный слух, чувство ритма, приучат к дисциплине, формируют навык быстрого реагирования на ситуацию и слова взрослого, уверенность в себе, ускоряют процесс накопления пассивного словаря (по материалам программы «Вместе с мамой» Т. Ермолиной).
Музыкально-ритмические движения
Первоначальная предпосылка музыкально-ритмических движений — ощущение детьми элементарной ритмичности в действиях, связанных с музыкой. Устанавливаются простейшие связи музыки и движения. Малыши уверенно двигаются по комнате и на занятии бывают уместны игры и упражнения на пространственные ориентировки: ходьба, бег, прыжки, передвижения в круге, стайкой, змейкой, малыми группами, врассыпную, парами, работа в нижней(на полу, около пола) средней (во весь рост) и верхней плоскости (на полупальцах, с высоко поднятыми руками) и т.д. Дети осваивают движение в марше и беге друг за другом, а также несложные танцевальные движения: пружинки, кружения, простые движения рук, головой, простые притопы и хлопки. На рубеже трех лет становятся также разнообразными и подвижные музыкальные игры. Малыши теперь могут не только ритмично двигаться под разную музыку, но и передавать образ какого-нибудь персонажа, использовать характерные движения, инсценировать несложные песенные сюжеты.
Работе с движениями обычно отводится первая треть занятия, чтобы дети могли удовлетворить свои двигательные потребности. После этого дети, как правило, готовы к сосредоточенной работе. Танец, подвижная игра чаще всего проводится в последней части занятия, закрепляя положительный настрой и жизнерадостность детей.
Основу этого вида музыкальной работы составляют простые сюжетные и народные танцы, игры и хороводы.
Звуковые игры. Игры-говорилки
Маленькие детские стишки, незатейливые произведения народного, детского фольклора являются прекрасным материалом для развития слухового восприятия, интонационной и фонематической стороны речи, чувства ритма, предпосылками для развития вокальных навыков.
Коммуникативные и пальчиковые игры
Коммуникации детей раннего возраста носят ситуативно-личностный характер, что означает необходимость индивидуального контакта взрослого с ребенком. Для малыша сверстники не представляют особого интереса. Дети играют рядом друг с другом, но не вместе и часто рассматривают другого малыша как предмет или помеху на пути собственных действий. В данном случае партнером по игре для ребенка может выступать собственное тело.
Телесно-ориентированные игры на основе детского фольклора удовлетворяют его потребность играть, изучать и осваивать свое тело. В то же время малыш играет вместе с мамой, в окружении других пар «мама-малыш» и неизбежно возникает ситуация контакта со взрослым, другими детьми, которая включает детей и взрослых в общение друг с другом. Обыгрывание песенок в движении помогает детям научиться соотносить эмоциональную окрашенность интонации с ритмикой и пластикой своего тела. Звукоподражание, обыгрывание сюжета в движении призваны заменить пока отсутствующие в речи детей слова, включить их с веселый процесс игры.
Массажная музыкальная гимнастика
Массажная гимнастика проводится на каждом музыкальном занятии в группе «Вместе с мамой». Тактильное и интонационное взаимодействие на основе массажных песенок закладывает программу доброжелательных отношений между взрослым и ребенком.
Важным обстоятельством является то, что успешность развития малыша напрямую зависит от доверительного контакта с взрослым. Малыш легко усваивает то, что его заинтересовало, и принимает что-то только от человека, которому он доверяет и симпатизирует. Массажная гимнастика — прекрасное средство, помогающее взрослому наполнить общение с ребенком лаской, любовью, что необходимо для нормального физического, психического и эмоционального развития малыша.
Игровая дыхательная гимнастика
Обычно мы совсем не думаем о своем дыхании, а специальным упражнениям обычно начинаем учиться, только серьезно заболев. Тем не менее, роль дыхательных упражнений в профилактике простудных заболеваний и пропаганде здорового образа жизни чрезвычайно велика. Такие занятия в ходе работы группы и в семье должны стать обычной нормой. Включение дыхательной гимнастики в практику музыкального занятия носит просветительский характер.
Презентации музыкальных инструментов. Элементарное музицирование
Этот вид деятельности обычно приходится на середину занятия и проходит после музыкально-ритмических движений. Эта работа требует терпения и сосредоточенности, внимания и определенного настроя. Исследуются способы игры на шумовых инструментах и ксилофоне в импровизированных играх со звуками.
Музыкальная, дидактическая, шумовая сказка
Маленькие дети очень любят слушать разные истории и сказки. Рассказанная или прочитанная вовремя сказка может стать для малыша лучшим примером для подражания, маленьким опытом сопереживания. Сказка показывается в определенном месте, (в пространстве и времени) ритуализируется.